Новости
Совершенствовать и совершенствоваться –
вот единственный курс учительской жизни
(К.Д. Ушинский)
Тюменские педагоги муниципальных общеобразовательных организаций в дни школьных каникул принимали активное участие в трехдневном городском Методическом марафоне «Формирование функциональной грамотности. Организационно-методические основы».
Цель Методического марафона – обеспечить методическое сопровождение тюменских учителей по ведущему тренду современного образования – формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, создать условия для эффективного сотрудничества педагогов по введению и реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования.
Программа Методического марафона включала напряженную творческую работу представителей тюменского педагогического сообщества в течение трех каникулярных дней.
01 ноября 2022 г. профессиональное общение проходило на площадке МАОУ СОШ № 30 города Тюмени, где школы-первые участники Общероссийской оценки по модели PISA (МАОУ СОШ № 30 города Тюмени, МАОУ СОШ № 65 города Тюмени, МАОУ гимназия № 5 города Тюмени) – поделились опытом подготовки к нему, обозначили наиболее продуктивные приемы формирования и развития разных видов функциональной грамотности у 15-летних школьников, а также предложили актуальные подходы к реализации образовательных задач на 2022 – 2023 учебный год. Далее представители педагогических коллективов (заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты школ, руководители школьных предметных методических объединений, учителя-предметники) работали в группах, выявляя ключевые проблемы формирования и оценки функциональной грамотности школьников, методической подготовки учителей, взаимодействуя, определяли основные информационно-методические ресурсы, позволяющие эффективно формировать функциональную грамотность школьников. В первый день участниками Методического марафона стали 163 педагогических работника.
Второй день Методического марафона прошел в педагогических коллективах общеобразовательных организаций города. Организаторы предложили выполнить «домашнее» задание (составить тезаурус по функциональной грамоте для педагогов и родителей, продолжить картирование ресурсов, …). Каждое общеобразовательное учреждение вправе было скорректировать программу методического дня исходя из уровня освоения проблематики Марафона в педагогическом коллективе.
03 ноября 2022 г. профессиональный диалог продолжился на трех площадках (МАОУ СОШ № 15 города Тюмени, МАОУ СОШ № 25 города Тюмени, МАОУ гимназия № 12 города Тюмени), в которых участвовало 496 педагогов из общеобразовательных организаций города. К участию были приглашены заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя основной и начальной школы, отвечающие за формирование одного из видов функциональной грамотности.
Работа методических площадок началась с открытой интерактивной лекции «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности», ее подготовили учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 25 города Тюмени (Т.Б. Гец, А.В. Захарова, Н.М. Прокопенко, И.В. Семенова, О.П. Тимошкина), заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 22 города Тюмени (Т.В. Ряполова). Главный тезис интерактивной лекции – читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов, общими способами чтения и понимания текстов различной функционально-стилевой принадлежности. Сформированность читательских умений – это «межпредметный» командный результат, влияющий на образовательные достижения учеников. Лекторы представили коллегам также некоторые продуктивные приемы формирования читательской грамотности на уроке и методические рекомендации к ним (приемам).
Вторая часть Методического марафона в этот день позволила объединить усилия учителей по использованию комплексных заданий по читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, креативному мышлению, глобальным компетенциям в ходе учебных занятий. Спикерами-модераторами в 24 группах выступили, по сути, лидеры тюменского образования, заместители директоров МАОУ СОШ №№ 5, 7, 13, 15, 17, 22, 27, 30, 37, 45, 62, 63, 67, 72, 92, гимназий №№ 5, 12, 21, 83, лицеев № 81, 93.
Мозговой штурм дал педагогам возможность увидеть потенциал включения компонентов комплексных заданий по той или иной грамотности в урок, в проектную деятельность учащихся. Итогом работы в группах стали шаги по корректировке календарно-тематических (поурочных) планов с учетом современных требований к формированию функциональной грамотности учеников и последующее домашнее задание по дополнению и уточнению вносимых изменений.
По мнению участников Методического марафона, прошедшего в каникулярные дни, такие профессиональные встречи необходимы, они способствуют развитию педагогического мастерства, консолидируют педагогическое сообщество вокруг актуальной проблемы школьного образования, требующей осмысления и действий. Не случайно так выглядело облако тегов на этапе рефлексии.
На фото рабочие моменты 3-го дня Методического марафона.
Ответственные за информацию: Е.В. Батаруева, И.Р. Смирнова,
методисты отдела учебно-методической работы