Новости
Взаимосвязь теории, эксперимента, творчества давно известна в мире научных достижений. Вот несколько примеров этому. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Роберт Кирхгоф). «Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука есть царица наук» (Роджер Бэкон). «Все искусства состоят в исследовании истины» (Марк Туллий Цицерон).
С такой специфической проблемой неизбежно сталкиваются все те, кто идет в науку: и молодые исследователи-школьники, и крупные ученые-теоретики, практики, изобретатели. Ведь каждое научное исследование - это особый процесс творения, когда ученый – созидатель по-своему переосмысливает гипотезу или проблему, тем самым, изменяя реальность.
А как у нас? В практике реальной школьной жизни?
01 февраля 2020 года в Физико-техническом институте ФГАОУ ВО ТюмГУ был проведен второй (теоретический) тур интеллектуальных состязаний по решению задач повышенной сложности «Кубок ФТИ по физике для старшеклассников». Эти задания имели практико-ориентированный характер и позволяли ребятам начать собственные исследования, приобрести опыт профессиональных проб.
Как всегда, на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников особое внимание уделяется лабораторному эксперименту. В частности, в 2019-2020 учебном году на экспериментальном туре по естественным предметам применялось оборудование, требующее особых умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся. А каждая теоретическая задача включала этапы проверки полученного результата с использованием приборов, находящихся на кафедрах ВУЗов.
А в МАОУ лицее №93 города Тюмени теория, эксперимент и творчество неотделимы друг от друга. К выступлению на уроках, семинарах по биологии и экологии ребята готовят модели, инсталляции, пространственные композиции из различных материалов и форм, представляющие собой художественное целое. Посмотрите, как это выглядит!
Итак, что важнее в научном исследовании: теория, эксперимент или творческий подход? Конечно, эти понятия взаимосвязаны. И проявить свои способности может каждый школьник, занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, представляя работу на творческих конкурсах и научных конференциях. Желаем вам успехов!
Т.В. Перегонцева, методист отдела учебно-методической работы МАУ ИМЦ г. Тюмени.