Новости
Библиотекари и музейщики- последние святые на Земле Д.С. Лихачев
Библиотека – место хранения информации, где у всех равные права доступа. Библиотеки сейчас – действительно двери в будущее, которые надо держать распахнутыми. В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации.
А что же школьные музеи? Какова их роль в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения? Есть ли общие черты, присущие и библиотеке, и музею? Возможно ли их взаимодействие и если да, то в каких формах?
На эти вопросы попытались ответить школьные библиотекари на занятии Школы библиотекаря «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения». Тема этого занятия была посвящена модели взаимодействия школьной библиотеки и школьного музея. Занятие прошло на базе МАОУ СОШ № 70 города Тюмени имени Великой Победы.
Школьная библиотека и школьный музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются помощниками в учебно – воспитательном процессе. Деятельность обоих подразделений направлена, прежде всего, на развитие и воспитание разносторонней личности.
Из посетителя-потребителя школьник превращается в полноправного участника, соратника и партнера.
Школьный музей, по словам Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, писателя, публициста, искусствоведа, «…музей – грандиозная памятная книга человечества». Книга! Следовательно, музей так же, как библиотека, является хранилищем информации на разных носителях. В данном случае в роли информации выступают музейные экспонаты: фотографии, книги, документы, картины и другие музейные предметы. Книга в музее выступает и как инструмент научной обработки фондов, и как экспонат, без которого не обходится ни одна экспозиция; и как объект научного изучения, и, наконец, как средство популяризации, распространения музейной культуры.
Новосёлова Л.П., руководитель Военно-исторического музея и педагог-библиотекарь Петросьянц М.Д. МАОУ СОШ № 70 города Тюмени провели урок-практикум «От современной книги - до сокровищ прошлого».
Лариса Петровна Новоселова организовала мастер – класс «Секреты косторезного мастерства».
Педагоги на практике показали, что совместная деятельность библиотеки и музея – это разработка и проведение экскурсий (обзорных, тематических), и массовых мероприятий; лекционная работа, работа с музейными экспонатами, системное исследование и описание музейных предметов, это участие в творческих конкурсах, в творческих проектах и научно-практических конференциях.
Всё это позволяет развивать у школьников навыки грамотного письма и грамотной речи, культуры поведения в общественных местах и многое другое.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и музейные проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.