Новости
Учителям необходимо беспрепятственно интегрировать технологии в учебную программу, а не рассматривать их как дополнение, запоздалую мысль или какое-нибудь событие.
Х. Х. Джейкобс
Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР как единичные учебные материалы в электронной форме в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели уже много лет во всех образовательных учреждениях работают с текстами в электронной форме, аудио- и видеофайлами, компьютерными презентациями. Эти ресурсы – давно освоенный этап информатизации образовательного процесса.
Использование таких комплексных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет учителю реализовать на практике инновационные методы обучения и повысить информатизацию образования. Это позволит, например, построить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, внедрить в учебный процесс принципы компетентностно-ориентированного подхода, повысить самостоятельную составляющую образовательного процесса для обучающегося.
22 декабря 2023 года состоялся семинар-практикум для учителей изобразительного искусства и музыки по теме: «Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов на уроках музыки, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности». Мероприятие было организовано для повышения педагогической компетенции учителей в использовании электронных ресурсов на уроках.
Для чего нужны все эти технические новшества на уроках? Какие цели использования электронных образовательных ресурсов можно выделить?
Наиболее очевидными целями являются:
- развитие познавательной активности;
- повышение эффективности и качества образовательного процесса;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование различных универсальных учебных действий.
Причем хотя данные цели достигаются и при традиционном подходе к обучению, важно уточнить, что при использовании электронных образовательных ресурсов данные цели достигаются быстрее и эффективнее для всех участников образовательного процесса.
В соответствии с программой семинара состоялась презентация опыта работы Анны Юрьевны Комаровой, учителя музыки МАОУ СОШ № 70, и Анны Дмитриевны Новосельцевой, методиста МАОУ СОШ № 95, где педагоги поделились опытом использования электронных (цифровых) ресурсов на уроках изобразительного искусства, музыки и во внеурочной деятельности.
Анной Дмитриевной Новосельцевой были представлены интересные игровые практики: «Колесо фортуны», «Жребий», «Игральные кости», Онлайн-конструктор заданий и другие, которые помогают учителю разнообразить учебный процесс.
Анна Юрьевна Комарова представила свой опыт использования электронных ресурсов для учителей музыки и показала наглядно, как использовать их в практике. В их число вошли: электронное пианино, интересные сайты с видео уроками для учителей музыки, актуальные фильмы и мультфильмы, различные ресурсы в помощь учителю (Musication, Генератор QR-кодов, Генераторы ребусов, головоломок, анаграмм), сервис для создания интерактивных упражнений (https://learningapps.org/) и другие.
Все материалы предназначены для того, чтобы улучшить учебный процесс, но несмотря на это существует ряд проблем в работе с ЭОР.
На семинаре были затронуты важные моменты и обозначены определенные проблемы, связанные с использованием электронных ресурсов на уроках «Изобразительного искусства» и «Музыки».
Среди основных проблем можно выделить:
- Электронные образовательные ресурсы, которые распространяются через интернет, чаще всего являются текстографическими, то есть множество ресурсов представляют из себя электронные копии учебников, которые, однако, не дают в полной мере реализовать учебный процесс, так как для него необходимы диагностические и практические материалы.
Сложность в процессе использования электронных образовательных ресурсов. Чаще всего процесс установки, загрузки, обучения работе в ресурсе занимает огромное количество времени, которое логичнее было бы потратить на непосредственно обучение.
Для решения выявленных проблем в использовании ЭОР будут запланированы обучающие семинары для учителей предметной области «Искусство».
Ответственный за размещение информации: А.В. Князева, методист отдела учебно-методической работы Управления по реализации программ и проектов МАУ ИМЦ г. Тюмени