Новости
«Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации.
Алексей Леонтьев, советский психолог, философ и педагог
«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Актуальность формирования функциональной грамотности обучающихся определяется стоящими перед нашей страной задачами научно-технического и социально-экономического развития страны.
19.01.2024 г. состоялись тьюторские курсы для учителей ИЗО, музыки и технологии по теме: «Развитие функциональной грамотности школьников: эффективные приемы, практики, учебные задания». Мероприятие было организовано для повышения педагогических компетенций учителей по формированию функциональной грамотности на уроках.
В соответствии с программой тьюторских курсов состоялись презентации опыта работы Князевой Александры Владимировны, учителя изобразительного искусства МАОУ СОШ № 22, Галушкиной Татьяны Валерьевны, учителя музыки МАОУ гимназии № 49, Редькиной Анастасии Павловны, учителя технологии МАОУ гимназии № 1 и Новосельцевой Анны Дмитриевны, методиста и учителя ИЗО МАОУ СОШ № 95, где педагоги по предметам «Искусства» поделились опытом развития «Функциональной грамотности» на своих уроках.
Встреча состояла не только из методологической основы вопроса, но и включала приемы и методы работы, которые педагоги могут использовать как в работе с коллегами, так и с детьми.
В рамках курса были представлены: главные аспекты формирования «Функциональной грамотности» методом проекта в соответствии с программным материалом. Компетентностно - ориентированные задания на уроках музыки такие как: музыкотерапия, пассивная и активная форма, музыкальная азбука. Проведение уроков технологии в «Кванториум» и развитие креативного мышления используя прием «Друдл» - с помощью которого нужно домыслить задачу на уроке и методом игры «Дубль».
Формирование функциональной грамотности – это длительный и сложный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. Важно понимать, что сформированность предпосылок функциональной грамотности личности ребенка напрямую зависит от функционально грамотной личности педагога.
Таким образом, в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться, говорится в преамбуле профессионального стандарта педагога. Наши педагоги демонстрируют умение и желание учиться и учить молодое поколение, формировать функционально грамотного человека — «человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». От успешности решения этих вопросов в значительной степени зависит возможность обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования.
Ответственный за размещение информации: Князева Александра Владимировна, методист отдела учебно-методической работы Управления по реализации программ и проектов МАУ ИМЦ г. Тюмени